Проекты Услуги Новости Компания Материалы Контакты

17 октября 2013

ФУТБОЛЬНЫЙ СТАДИОН В ЕКАТЕРИНБУРГЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАТЧЕЙ ЧМ-2018 НУЖНО СТРОИТЬ НА НОВОМ МЕСТЕ – БОРИС ЛЕВЯНТ

Борис Левянт, генеральный директор компании ABD architects, занимавшейся разработкой эскизного проекта реконструкции Центрального стадиона Екатеринбурга, заявил в интервью ИТАР-ТАСС, что существует только единственный выход из создавшейся ситуации – нужно построить новую футбольную арену в другом месте, а действующий стадион оставить в покое.

- Расскажите, как вообще ваша компания, которая базируется в Москве, стала не чужой и в Екатеринбурге
- Начну сначала. Тендер на реконструкцию Центрального стадиона в Екатеринбурге выиграла компания «Спорт-инжиниринг», которая, в свою очередь, привлекла нашу компанию ABD architects, американского архитектора Дэвида Маннику (MANIKA architecture), немецкое инженерное бюро Werner Zobec. Вот этот консорциум, лидером которого была наша компания, подписал контракт со «Спорт-инжинирингом» на проектирование и разработку эскизного проекта реконструкции существующего Центрального стадиона
- Как давно?
- В марте 2013 года. Мы разработали эскизный проект, защитили его на градостроительном совете в Екатеринбурге. Но в процессе работ стало ясно, что у нас нет полных исходных данных для проектирования на следующей стадии – не хватает земли для размещения такого крупного объекта как футбольная арена, возникли проблемы, связанные с недостаточным размером санитарно-защитной зоны. По требованиям закона она должна быть не менее 300 метров, а там получалось значительно меньше. Накопилось достаточно много вопросов уже на стадии эскизного проектирования, и не один из них не решался. Тогда нам стало очевидно, что оптимальным решением ситуации для Екатеринбурга и «Спорт-инжиринга» должна быть смена строительной площадки. Стадион к чемпионату мира-2018 будет оптимально построить на новом месте.
Объясню почему. Недавно реконструированный Центральный стадион – это универсальное спортивное сооружение, с беговыми дорожками. По многим параметрам он не удовлетворяет тем требованиям, которые предъявляет ФИФА. Там существует масса всяких препятствий и ограничений учитывая, что это еще и памятник регионального значения. Можно биться головой об стенку, но сделать нормальный стадион на этом месте крайне сложно. Надо было увеличить земельный участок под строительство, заниматься отчуждением окружающей территории с расположенными на ней домами. Без решения этих вопросов заниматься дальнейшим проектированием было бессмысленно.
- Каков был выход из создавшегося положения?
- Мы обсуждали создавшуюся ситуацию со «Спорт-инжинирингом», и он предложил нам закрыть этот контракт. В августе были подписали все бумаги, и мы расстались. И пусть мы из этого проекта вышли, но у нас оставалась со «Спорт-инжинирингом» договоренность о том, что в случае принятия решения о переносе площадки, что является самым разумным решением, мы были бы готовы продолжить эту работу на условиях, которые ранее были сформулированы и оговорены..
На наш взгляд, в данном конкретном контексте сделать нормальный стадион для чемпионата мира по футболу на Центральном стадионе, не снося вокруг все и вся, в том числе и исторические стены, невозможно. Я потратил много сил и энергии, чтобы доказать «Спорт-инжинирингу» и руководителям Екатеринбурга, что стадион нужно строить на другом месте. Допускаю, что сейчас «Спорт-инжиниринг» разделяет нашу точку зрения. Эта компания, думаю, готова продолжать свою работу, но на новой строительной площадке
- А есть ли в столице Урала свободное пространство, где можно построить новый стадион? И чтоб он был не где-то на окраине города, а до него было удобно добираться
- Екатеринбург – один из крупнейших промышленных центров России. Город формировался вокруг промышленных предприятий, многие из которых расположены рядом с центром. Эти промышленные зоны уже переродились. Там нет производства – цеха пустуют, ржавеют брошенные железнодорожные ветки.
Да, эти территории имеют собственников. Но на то и воля государственная должна быть, чтобы все эти земли объединить, и построить на этом месте в том числе и современный стадионный комплекс со всей соответствующей инфраструктурой: арену на 45 тысяч зрителей со всеми необходимыми парковками, зонами хоспиталити и т.п в соответствии с требованиями ФИФА. Для размещения такого стадиона нужно иметь минимум 35 гектаров земли. Нужно в радиусе полутора километров иметь качественную транспортную инфраструктуру, в том числе метро и железную дорогу.
Современный стадион не может быть в стесненном городском квартале. 45 тысяч зрителей – это очень серьезно. Многие в городе говорили, зачем нам такой вместительный стадион. Нам и 20-тысячник не заполнить. На самом деле, это неправильные рассуждения. Спорт во всем мире активно развивается. Через десять лет при определенном внимании к этим вопросам такой стадион будет заполняться без проблем.
В том же Екатеринбурге некоторое время назад построили ледовую арену. Но вместо того, чтобы сразу сделать вместимость трибун 15 тысяч мест, их сделали всего пять. Сейчас возникает необходимость строить уже другую арену, потому что 5 тысяч не устраивают уже никого. Интерес растет, и не все желающие могут попасть на трибуны этого спортивного сооружения.
- Говорят, что бюджет города не потянет два стадиона…
- Эта точка зрения, на мой взгляд, абсолютно дилетантская. Иметь современный футбольный стадион на 45 тысяч зрителей и иметь небольшой стадион для легкоатлетических соревнований Екатеринбург вполне может себе позволить, особенно в 10-летней перспективе. Тем более, есть предложения о передаче в концессию будущего футбольного стадиона тем или иным управляющим компаниям, которые не будут требовать бюджетных вливаний на эксплуатацию и обслуживание стадиона. И этот объект будет давать небольшой, но доход.
- Как будет дальше развиваться ситуация вокруг футбольного стадиона в Екатеринбурге, по вашему мнению?
- В свое время мы общались с городскими и областными властями и видим, что те пытаются выдать желаемое за действительное и продолжают рассказывать какие-то фантастические истории про разборные надстроенные трибуны, которые сразу после чемпионата будут демонтированы. Это дилетантство. Ничего подобного там сделать нельзя. Современный стадион обладает серьезным современным инженерным обеспечением, и если разбирать часть трибун /15 тысяч мест/, то это означает и демонтаж не только несущих конструкций, но и инженерных коммуникаций, что в свою очередь приводит только к удорожанию! Власти должны принять внятные и понятные решения о том, что существующий стадион нужно сохранить как легкоатлетический и оставить в покое. Пусть он себе живет, а во время чемпионата мира он будет использоваться в качестве тренировочной базы. А для футбола нужно построить новый стадион.
Но это вопрос должны решать не только региональные власти. Многое зависит и от позиции федерального центра, который осуществляет финансирование строительства стадионов к ЧМ-2018.
- Сколько времени потребуется на то, чтобы возвести на новом месте стадион на 45 тысяч зрителей.
- Честно говоря, мы ожидали, что во временном диапазоне между 15 сентября и 15 октября решение о строительстве стадиона на новом месте будет принято. Если это произойдет в ближайшие дни, то можно успеть построить стадион. Мы знаем, что если власть сконцентрируется на реализации какого-то проекта, то он достаточно быстро воплощается в реальность. Но пока этот вопрос никак в правильном русле не решается.
Тут еще есть одно интересное обстоятельство, о котором многие сейчас не знают. В конце ноября станет понятно, будет ли в 2020 году Екатеринбург местом проведения очередного EXPO. Шансы у этого города, насколько я знаю, достаточно высокие. Но для того, чтобы это мероприятие прошло здесь, городу потребуются серьезные инфраструктурные изменения. Нужны современные транспортные развязки, широкие дороги, новый железнодорожный вокзал, расширение аэропорта, парковки. Капиталовложений потребуется гораздо больше тех сумм, которые могли быть потрачены на строительство нового стадиона. Вопрос со строительством футбольной арены на новом месте, возможно, связан с этим мероприятием.

Альберт Стародубцев
/ИТАР-ТАСС, Москва/